МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 43 «СОЛНЫШКО» Д. АФОНИНО
607680, Нижегородская область, Кстовский муниципальный округ, д. Афонино, ул. Парковая, 62
тел.8(83145)7-01-70
е-mail: ds43_kst@mail.52gov.ru
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБДОУ д/с № 43
протокол от 25.08.2023 №01
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБДОУ д/с № 43
от 28.08.2023 № 85
.
Положение
о внутренней системе оценки качества образования
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 43 «Солнышко» д. Афонино
д. Афонино
2023 год
1. Общие положения
1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования
МБДОУ д/с № 43 (далее – Положение) определяет цели, задачи и механизмы
функционирования внутренней системе оценки качества образования в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 43 «Солнышко» д. Афонино (далее – детский сад).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим
законодательством в сфере образования, в том числе федеральной
образовательной
программой
дошкольного
образования, федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФОП), а
также локальными нормативными актами детского сада.
1.3. В Положении используются следующие термины:
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) –
комплекс мероприятий, проводимых с целью определения качества
образовательной деятельности и подготовки обучающихся в детском саду;
может быть инструментом мониторинга качества дошкольного образования,
проводимого Рособрнадзором.
документы
ВСОКО
–
совокупность
информационноаналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности детского сада,
проводимой в рамках ВСОКО;
мониторинг – системное, протяженное во времени наблюдение за
управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния
наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга.
Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и
имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения;
оценка/оценочная/контрольно-оценочная
процедура
–
совокупность мероприятий, направленных на установление степени
соответствия фактических показателей планируемым или заданным, в том
числе в рамках образовательной программы;
ООП/ОП ДО – основная образовательная программа
дошкольного образования (образовательная программа дошкольного
образования);
образовательная программа – ООП, адаптированная основная
образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО) и
образовательная программа дополнительного образования.
2. Цели, задачи, принципы ВСОКО
2.1. Цель ВСОКО – установить соответствие качества дошкольного
образования в детском саду, в том числе качества ООП, условий реализации
ООП и качества подготовки обучающихся, требованиям действующего
законодательства РФ в сфере образования.
2.2. Задачи ВСОКО:
определение соответствия качества подготовки обучающихся
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования, ФОП;
выявление уровня образовательных достижений обучающихся;
анализ полученной информации, выявление факторов, влияющих
на качество образования в детском саду;
формирование документов ВСОКО для принятия управленческих
решений, направленных на повышение качества образования в детском саду.
2.3. Основными принципами ВСОКО в детском саду являются:
принцип объективности, достоверности, полноты и системности
информации о качестве образования;
принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества
образования;
принцип доступности информации о состоянии и качестве
образования для участников образовательных отношений;
принцип оптимальности использования источников первичных
данных для определения показателей качества и эффективности образования
(с учетом возможности их многократного использования);
принцип
взаимного
дополнения
оценочных
процедур,
установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
принцип соблюдения морально-этических норм при проведении
процедур оценки качества образования в детском саду.
3. Организация ВСОКО
3.1. В рамках ВСОКО оценивается:
качество образовательных программ;
качество условий реализации образовательных программ, в том
числе инфраструктура детского сада и ее доступность для детей с ОВЗ и
инвалидностью;
динамика развития и образовательные результаты обучающихся;
удовлетворенность потребителей качеством образования.
3.2. Оценочные процедуры ВСОКО группируются по следующим
направлениям:
качество образовательных программ;
развитие воспитанников;
характеристики работников (кадровые ресурсы);
организация обучения и воспитания;
инфраструктура детского сада;
открытость и взаимодействие;
документирование и управление.
3.3. Направления оценочной деятельности ВСОКО могут меняться в
соответствии с приказом заведующего.
3.4. Для контроля исполнения оценочных процедур ВСОКО назначается
ответственный работник на основании приказа заведующего.
3.5. Ответственный за контроль исполнения оценочных процедур
ВСОКО:
обеспечивает функционирование ВСОКО в детском саду в
соответствии с локальными актами;
участвует в организации проведения оценочных процедур
локального, муниципального, регионального, федерального уровней;
обеспечивает объективность проведения оценочных процедур;
обеспечивает достоверность информации, представляемой в
итоговых документах ВСОКО;
участвует в разработке управленческих решений в рамках своей
компетенции на основе результатов оценочных процедур ВСОКО.
3.6. Для проведения оценочных процедур ВСОКО назначаются работники
на основании приказа заведующего.
3.7. Функционал исполнителей и сроки оценочных процедур ВСОКО
определяются ежегодно приказом заведующего.
3.8. Функционал исполнителей оценочных процедур ВСОКО может
включать в себя:
разработку проектов локальных актов, которые регулируют
функционирование ВСОКО в детском саду;
проведение оценочных процедур ВСОКО по плану-графику,
утверждаемому приказом заведующего;
сбор, обработку, хранение и представление информации
о состоянии качества образования в детском саду;
оформление документов ВСОКО, в том числе итоговых;
предложение управленческих решений по повышению качества
образования на основе анализа результатов, полученных в процессе
реализации ВСОКО.
3.9. Оценочные процедуры ВСОКО включаются в годовой план работы
детского сада.
4. Реализация ВСОКО
4.1. Оценочные процедуры ВСОКО проводятся с использованием
подходящего инструментария, который разрабатывается детским садом
самостоятельно.
4.2. В инструментарий ВСОКО могут входить инструменты мониторинга
и оценки качества дошкольного образования, используемые федеральными,
региональными и муниципальными органами власти (формы, оценочные
листы, анкеты, отчеты и др.).
4.3. Ответственный за контроль исполнения оценочных процедур ВСОКО
следит за актуальностью инструментария ВСОКО в детском саду в том аспекте,
чтобы применение данного инструментария позволило получить достоверные,
объективные результаты ВСОКО, позволяющие оценить выполнение
требований действующего законодательства РФ.
4.4. Инструментарий ВСОКО детского сада включает в том числе:
листы оценки образовательных программ (на примере листа
оценки ООП ДО, приведенного в приложении 1);
планы-графики ВСОКО и разных видов контроля, других
оценочных процедур (на примере плана-графика контроля реализация ООП
ДО, приведенного в приложении 2);
индивидуальные карты развития воспитанников (на примере
формы, приведенной в приложении 3);
диагностические карты оценки развития воспитанников (на
примере диагностической карты оценки социально-коммуникативного
развития воспитанников старшей группы, приведенной в приложении 4);
чек-листы инфраструктуры детского сада (на основе примерных
перечней
оборудования
и
средств
обучения,
направленных
письмом Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03);
карты контроля соблюдения требований законодательства к
различным видам деятельности детского сада (на примере карты контроля
состояния прогулочного участка, приведенной в приложении 5);
анкеты для родителей (законных представителей) воспитанников
и работников детского сада (на примере анкеты удовлетворенности родителей
качеством деятельности детского сада, приведенной в приложении 6).
4.5. Примерный алгоритм выполнения оценочной процедуры ВСОКО
включает следующие действия:
сбор информации с помощью инструментария ВСОКО;
анализ и обработка полученных данных, сопоставление
с нормативными показателями;
рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете
детского сада;
выявление влияющих на качество образования факторов,
принятие
управленческих
решений
по устранению
отрицательных
последствий.
5. Итоговые документы ВСОКО
5.1. Исполнители оценочных процедур ВСОКО готовят итоговые
документы ВСОКО по итогу проведения каждой оценочной процедуры.
5.2.
Конкретные
виды
итоговых
документов ВСОКО
ежегодно утверждается приказом заведующего.
5.3. Итоговые документы ВСОКО включают в том числе:
схемы;
графики;
таблицы;
диаграммы;
справочно-аналитические материалы (справки, отчеты, докладные
записки), содержащие констатирующую часть, выводы и конкретные, реально
выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных
исполнителей.
5.4. Данные итоговых документов ВСОКО могут использоваться для
составления ежегодного отчета о результатах самообследования деятельности
детского сада.
Приложение 1
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
Лист оценки качества ООП ДО
№ п/п
Показатель
Выполнение
Примечание
1. Соответствие структуры и содержания ООП требованиям ФГОС ДО
1.1
Целевой раздел
Да
1.1.1
Пояснительная записка
Да
1.1.1.1 Цели и задачи реализации программы
Да
1.1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы Да
1.1.1.3 Значимые для разработки и реализации ООП
Да
характеристики, в том числе особенностей развития
детей раннего и дошкольного возраста
1.1.2
Планируемые результаты освоения программы
Да
1.1.2.1 Целевые ориентиры в младенческом возрасте
Да
1.1.2.2 Целевые ориентиры в раннем возрасте
Да
1.1.2.3 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения
ООП
Да
1.1.2.4 Целевые ориентиры для детей с ОВЗ
Да
Детей с ОВЗ в
ДС нет
Да
1.2
Содержательный раздел
1.2.1
Описание образовательной деятельности в
Да
соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях
1.2.2
Описание вариативных форм, способов, методов и
средств реализации программы
Да
1.2.3
Описание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития
детей (при наличии)
Да
1.2.4
Особенности образовательной деятельности разных Да
видов и культурных практик
1.2.5
Способы и направления поддержки детской
инициативы
Да
1.2.6
Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников
Да
1.2.7
Иные характеристики содержания ООП, наиболее
существенные с точки зрения авторов
Да
Детей с ОВЗ в
ДС нет, детей,
нуждающихся в
коррекции нет
1.3
Организационный раздел
Да
1.3.1
Описание материально-технического обеспечения
ООП
Да
1.3.2
Описание обеспеченности методическими
материалами и средствами обучения и воспитания
Да
1.3.3
Распорядок и/или режим дня
Да
1.3.4
Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий
Да
1.3.5
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
Да
1.4
Дополнительный раздел
Да
1.4.1
Краткая презентация ООП:
Да
1) возрастные и иные категории детей, на которых
ориентирована ООП, в том числе категории детей с
ОВЗ;
2) ссылка на федеральную программу;
3) характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями детей
1.5
Обязательная часть ООП
1.5.1
Соответствует ФОП и оформлена в виде ссылки на Да
нее
1.5.2
Содержание и планируемые результаты ООП не
Да
ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов ФОП
1.6
Часть ООП, формируемая участниками
образовательных отношений
Да
1.6.1
Парциальные образовательные программы,
направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах
деятельности и/или культурных практиках
Да
1.6.2
Методики, формы организации образовательной
работы
Да
Да
2. Соответствие рабочей программы воспитания ФОП ДО
2.1
Пояснительная записка (опционно)
Да
2.2
Целевой раздел
Да
2.3
Содержательный раздел
Да
2.4
Организационный раздел
Да
Детей с ОВЗ в
ДС нет
Приложение 2
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
План-график тематического контроля
«Реализация ООП ДО»
Группа /
Ответственный
Младшая
Мероприятия контроля / даты
11.03.2024
12.03.2024
13.03.2024
14.03.2024
15.03.2024
Выборочная
диагностика
детей
Анализ
результатов
диагностики,
сравнение
их с
результатами
предыдущей
диагностики
Оценка
развивающей
предметнопространственн
ой среды.
Анализ плана Анкетирование
воспитательно- родителей
образовательно
й
работы
Посещение
занятий
Ответственные
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Воспитатели
группы
Старший
воспитатель
Воспитатели
группы
Средняя
старшая
Оценка
РППС.
Анкетирован
ие
родителей
Выборочная
диагностика
детей
Анализ
результатов
диагностики,
сравнение их с
результатами
предыдущей
диагностики
Анализ плана
воспитательнообразовательно
й
работы
Старший
воспитатель
посещение
занятий
Ответственные
Воспитатели
группы
Воспитатели
группы
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Старшая
подготовительн
ая
Анкетирован
ие
родителей
Выборочная
диагностика
детей
Анализ
результатов
диагностики,
сравнение
их с
результатами
предыдущей
диагностики
Анализ плана Оценка РППС.
воспитательнообразовательно
й
работы
Посещение
занятий
Ответственные
Воспитатели
группы
Воспитатели
группы
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Воспитатели
группы
Приложение 3
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
Индивидуальная карта развития воспитанника
ФИО ребенка
Дата рождения
Дата поступления в детский сад
Откуда прибыл
Рекомендации при поступлении Условные обозначения:
О – осень
В – весна
Н – начальная диагностика (третья неделя сентября)
П – промежуточная диагностика (третья неделя декабря или по показаниям)
К – конечная диагностика (последняя неделя апреля)
Антропометрические и физиометрические данные
Показатели развития
Результаты
2–3 года 3–4 года
4–5 лет
О/Н
Группа здоровья
Осн.
Рекомендации ПМПК
Нет
Антропометрические данные Рост, см
105
Вес, кг
Уровень готовности к школьному обучению:
Вид готовности
Физическая
Педагогическая
Психологическая
Общий вывод
Уровень (с краткими комментариями)
18
5–6 лет 6–7 лет
Система оценки мониторинга (подчеркнуть необходимое):
Уровень развития
Качества
Знания,
представления
Умения, навыки
Высокий
Сформированы
полностью (ярко
выражены и не
вызывают сомнения)
Четкие,
содержательные,
системные
Выполняет все
предложенные
задания
самостоятельно
Средний
Сформированы
частично
Четкие, краткие
Выполняет все
предложенные
задания с частичной
помощью взрослого
Низкий (требуется
корректирующая
работа педагога)
Находятся в стадии
Отрывочные,
становления или
фрагментальные
проявляются редко при
определенных условиях
Выполняет в общей со
взрослым
деятельности
Критический
(требуется внимание
специалиста)
Не сформированы, не
проявляются
Не выполняет
предложенные
задания
Не оформлены
Выводы и рекомендации:
Основная образовательная программа ДО в __________-_________ учебном году освоена,
освоена частично, не освоена.
Уровень усвоения программного материала высокий, средний, низкий, критический
_____________%.
Образовательная область и тематический блок программы, по которым необходима
индивидуальная
работа__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Подписи специалистов:
Дата Подпись ФИО, должность
Приложение 4
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
Система обозначений
Система
обозначений
Символическая
Расшифровка
Например:
«Х» – низкий уровень достижения ребенком нормативного
показателя;
«?» – неполное достижение;
«√» – ребенок достиг запланированного показателя
Диагностическая карта социально-коммуникативного развития
воспитанников старшей группы
Показатели социально-коммуникативного развития
Ф.И.О.
воспитанника
1. Сфера социальных отношений
Положительная самооценка ребенка, уверенность в себе, осознание роста
своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать
школьником
Имеет опыт применения разнообразных способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками, социально-значимой активности
Способен распознавать свои переживания и эмоции окружающих,
осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных
ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации
Понимает и учитывает интересы и чувства других; договаривается и
дружит со сверстниками; разрешает возникающие конфликты
конструктивными способами
Имеет привычки культурного поведения и общения с людьми, знает
правила поведения в общественных местах
2. Область формирования основ гражданственности и патриотизма
Имеет патриотические и интернациональные чувства, уважительное
отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к
их культуре и обычаям
Имеет представления о государственных праздниках, чувство гордости за
достижения страны в области спорта, науки и искусства
Знает цели и практики волонтерства в России, участвует в социальных
акциях, волонтерских мероприятиях в ДОО и в населенном пункте
Имеет интерес к населенному пункту, в котором живет, переживание
чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями
прошлого и настоящего; участвует в праздновании событий, связанных со
своим местом проживания
3. Сфера трудового воспитания
Имеет ценностное отношение к труду взрослых
Имеет представления о труде как ценности общества, о разнообразии и
взаимосвязи видов труда и профессий
Сформированы элементы финансовой грамотности, осознания
материальных возможностей родителей, ограниченности материальных
ресурсов
Имеет интерес и проявляет самостоятельность в разных видах доступного
труда, умеет включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и
сверстниками
Умеет сотрудничать в совместном труде
Проявляет ответственность, добросовестность, стремление к участию в
труде взрослых, оказанию посильной помощи
4. Область формирования безопасного поведения
Имеет представление об опасных для человека ситуациях в быту, в
природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности
дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства
Относится осторожно и осмотрительно к потенциально опасным для
человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет
Приложение 5
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
Карта тематического контроля
Дата проведения:________________________________________________________________
Группа_________________________________________________________________________
Воспитатели:____________________________________________________________________
№
Вопросы для рассмотрения
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
п/п
Ведение документации в группе
1. Наличие
1
информационного бюллетеня
(табель посещаемости)
2. Наличие
2
календарного планирования
3. Наличие
3
продуктов детской
деятельности
4. Наличие
4
перспективного
планирования
Организация прогулки
№
Вопросы для рассмотрения
п/п
1. Порядок одевания и раздевания детей,
сформированность навыков по
возрасту.
2. Организация выхода на прогулку:
3.
умения детей
постепенность выхода
участие помощника
воспитателя
4. Выносной материал:
состояние игрушек
количество
соответствие сезону
хранение
5. Организация наблюдений на прогулке.
6. Занятость детей на прогулке
разнообразие игр
труд в природе
индивидуальная работа с
детьми
самостоятельная двигательная
активность
Высокий
уровень
7. Смена деятельности детей в
соответствии с ежедневным
планированием воспитателя
8. Двигательный режим на прогулке
(обеспечение рациональной
двигательной активности, организация
подвижных игр).
Соблюдение режима дня
Вопросы для рассмотрения
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
1.
Соблюдение графика приема пищи
2.
Соблюдение графика выхода на
прогулку и возвращения в группу
3. Продолжительность и количество НОД
4.
Наличие информации в уголке для
родителей по эстетическим
требованиям в соответсвии с
возрастными характеристиками детей
Проведение оздоровительных мероприятий и процедур в режиме дня с
художественно-эстетическим восприятием
1. Проведение физминуток
2. Проведение динамических пауз
3. Проведение утренней гимнастики
Организация питания детей в группах
1. Гигиеническая обстановка
2. Своевременное доставление пищи в
группу
3. Сервировка стола
4. Подготовка детей к приему пищи
5. Руководство воспитателя
Планирование образовательной деятельности с детьми
1. Наличие плана к моменту проверки
2. Индивидуальная работа с детьми
3. Совместная деятельность педагогребенок
4. Культура оформления
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы
1. Эстетичность и педагогическая
целесообразность оформления
предметно-развивающей среды
2. Изготовление дидактических игр
(подбор, содержание, грамотность и
эстетика оформления)
3. Наличие наглядно-дидактических,
демонстрационных (репродукции
картин, иллюстрации) материалов для
НОД
4. Наличие игрушек, муляжи, цветы для
рисования
5. Наличие изделий русского народного
декоративно-прикладного творчества
6. Наличие в группе методической
литературы для реализации
программных задач
7. Наличие в группе необходимого
материала для формирования
информационных стендов для
родителей, проведение консультаций с
родителями
8. Наличие репродукции произведений
художников; картин различных жанров
(пейзаж, натюрморт,портретная
живопись)
9. Наличие в группе изделий народноприкладного искусства, народные
игрушки
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
Вопросы для рассмотрения
Высокий
Средний
уровень
уровень
1. Умывание
- с небольшой помощью взрослого
мыть
руки,
соблюдая
последовательность
2. Уход
за
внешним
видом
(использование
носового
платка,
расчески)
3. Поведение за столом:
своевременно
пользоваться
салфеткой
после еды говорить «спасибо»
Низкий
уровень
умение правильно держать столовый
предмет
4. Навыки самообслуживания:
самостоятельно
одеваться
в
правильной последовательности
знать
свой шкафчик,
порядок
складывания одежды в шкафчик
Работа с родителями
1.
Индивидуальные беседы
Консультации
стендовая информация
Рекомендации________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 6
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анонимном опросе и оценить качество деятельности нашей
дошкольной образовательной организации за 2023 год. Для этого Вам необходимо выбрать
варианты ответов на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут нам скорректировать
недочеты и организовать работу на более высоком уровне.
Ответы
Вопросы
При выборе детского сада для ребенка учитывались рекомендации и
положительные отзывы других родителей
В детском саду организована и ведется в системе работа по информированию
родителей о содержании образования, планируемых результатах освоения
ООП ДО
Мнение родителей учитывалось при разработке ООП ДО
Родителям своевременно предоставляется актуальная информация по
изменениям в нормативной правовой базе дошкольного образования,
изменениям в локальных нормативных актах
Информацию об образовательной деятельности всегда можно получить с
сайта организации
Нашему/моему ребенку нравится ходить в детский сад
Я уверен, что мой ребенок находится в безопасности во все время пребывания
в детском саду
Мы/я отмечаем поступательное развитие ребенка
С нами/со мной проводят регулярные беседы о результатах освоения
нашим/моим ребенком ООП ДО
Нас/меня информируют в корректной форме о проблемах в развитии ребенка
и учитывают наше/мое мнение при планировании коррекционной работы с
ним
К нашему/моему ребенку в детском саду относятся уважительно
Нас/меня устраивают условия образовательной деятельности в детском саду
Мы/я заинтересованы в участии в групповых и общесадовских мероприятиях
Мы/я будем рекомендовать детский сад коллегам по работе/соседям/друзьям
Да
Нет