программа развития «Малая родина, наш родной край» на 2022-2025 гг.

1

Содержание:

Паспорт программы развития

3

1.

Информационная справка о МБДОУ

5

1.1

Характеристика учреждения

5

1.2

Нормативно-правовая база Программы

6

1.3

Кадровое обеспечение

7

1.4

Реализуемые программы

9

1.5

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ

9

1.6

Характеристика состава родителей

12

2.

Аналитико-прогностическое обоснование программы развития

14

2.1

Анализ управленческой деятельности МБДОУ

14

2.2

Анализ методической работы с педагогическими кадрами

16

2.3

Анализ работы с родителями

17

3.

Обоснование идей программы развития

18

4.

Цели и задачи программы развития

19

5.

Концепция развития Детского сада

21

6.

Прогнозируемые результаты реализации программы

20

7.

Стратегия развития Детского сада

23

8.

Ресурсное обеспечение программы развития

25

9.

Система контроля за выполнением основных разделов Программы

26

развития ДОУ
9.1

Система контроля и регуляции реализации программы развития

27

10.

Финансовый план

29

2

Паспорт программы развития
Наименование

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного

программы

образовательного учреждения детского сада № 43 д. Афонино
«Малая родина, наш родимый край» на 2020-2025 годы

Основания

для

Федеральные документы:

разработки

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

программы

«Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон
№ 273-ФЗ);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением
Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013—2020 гг., утв. постановлением
Правительства РФ от 15.04.2014 № 295;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства
РФ от 08.12.2011 № 2227-р;
Концепциия Федеральной целевой программы развития
образования на 2016—2020 гг., утв. распоряжением
Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р;
Стратегиия развития информационного общества в Российской
Федерации, утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики»;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах
по реализации государственной политики в области образования
и науки»;
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 17.10.2013 № 1155;
СанПиН 2.4.1.3049–13 « Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций», утв.

3

постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 15.05.2013 № 26.
Программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2016-2020 гг.»
Основы государственной молодежной политики РФ на
период до 2025 года
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года
Региональные документы:
1. Государственная

программа «Развитие образования

Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до
2022 года»
Нормативно-правовая база Учреждения:
Устав Детского сада
Цель

реализации

программы

Создание условий для реализации качественно новой модели
Детского

сада

способствующей

развитию

духовно-

нравственной культуры всех участников образовательного
процесса.
Задачи

реализации

Программы

1.Разработать и апробировать систему взаимодействия
Детского сада с родителями и социальными партнерами деревни
по вопросу патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
2. Создать условия для повышения профессиональной
компетентности педагогов в вопросах патриотического
воспитания детей на основе культуры и традиций своего народа.
3. Использование

новых

форм

и

технологий

взаимодействия Детского сада с родителями и социальными
партнерами деревни по приобщению детей к культуре и
традициям своего народа родного края.
4. Повысить активность участия родителей в деятельности
детского сада с целью воспитания личности дошкольника,
знающего и любящего культуру своего народа.
5. Пополнение материально-технической базы Детского
сада по патриотическому воспитанию.
4

Государственный

Управление образования Кстовского муниципального района

заказчик программы

Нижегородской области

Исполнитель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

основных

учреждение детский сад № 43 «Солнышко» д. Афонино

мероприятий
Разработчики

Заведующий Мартышева О.А.

программы

Старший воспитатель Музурова П.В.
Творческая группа педагогов, педагогический коллектив
МБДОУ и родительская общественность.

Партнёры

по

Департамент

образования

реализации

муниципального района.

программы

МБОУ Афонинская СОШ.

администрации

Кстовского

Афонинская сельская библиотека-филиал №16
Совет ветеранов
Сроки реализации

2020 - 2025 г.г.

Источники
финансирования
Контроль
за

- Бюджетные
- Внебюджетные (спонсорская помощь и пожертвования)
Администрация Детского сада

реализацией

Педагогический совет

программы

I. Информационная справка о МБДОУ
1.1. Характеристика учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№

43 «Солнышко» д. Афонино, в дальнейшем именуемое «МБДОУ», является некоммерческой
унитарной организацией, созданной в целях реализации гарантированных прав граждан на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Полное наименование Учреждения – Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 43 «Солнышко» д. Афонино
Сокращенное наименование – МБДОУ д/с № 43 д. Афонино.
Место нахождения Учреждения: 607680, Нижегородская область, Кстовский район,
д. Афонино, ул. Парковая, д. 62
Учредителем МБДОУ является Кстовский муниципальный район Нижегородской
области.
5

Юридический адрес Учредителя: 607650, Нижегородская область, Кстовский район,
г. Кстово, пл. Ленина, д. 4.
МБДОУ д/с № 43 д. Афонино функционирует на основании:
- Устав МБДОУ д/с № 43 утвержден распоряжением администрации Кстовского
муниципального района от 26.08.2015 № 1564.
- Лицензия серия 52 № 002277 от 28.12.2011 на осуществление образовательной
деятельности выдана Министерством образования Нижегородской области, срок лицензии –
бессрочно.
Телефон заведующего: 8(83145) 56704
Электронная почта: martysheva-2011@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.cadik43/ru/
Режим работы МБДОУ с 07.00 до 17.30, выходные дни (суббота, воскресенье),
праздничные дни.
В МБДОУ функционирует 3 группы общеразвивающей направленности:
- II младшая – дети с 3 до 4 лет;
- Средняя группа – дети с 4 до 5 лет;
- старшая подготовительная группа – дети с 5 до 7 лет.
Виды групп: общеразвивающие.
1.2. Нормативно-правовая база Программы
Федеральные законодательные акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N
1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным

программам дошкольного образования»;
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №
26) (с дополнениями 2014 г.).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
(распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
7. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025г.
8. Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ
Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593).
6

Нормативно-правовая документация МБДОУ
1. Устав МБДОУ д/с № 43 утвержден распоряжением администрации Кстовского
муниципального района от 26.08.2015 № 1564.
2. Лицензия серия 52 № 002277 от 28.12.2011 на осуществление образовательной
деятельности выдана Министерством образования Нижегородской области, срок лицензии бессрочно
3. Локальные акты МБДОУ:
- Коллективный договор
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Положение об оплате труда
- Положение о материальном стимулировании
- Положение о педагогическом совете
- Положение об общем собрании
- Положение о родительском комитете
- Положение о родительском собрании
- Инструкции по: охране жизни и здоровья воспитанников, охране труда, пожарной
безопасности
- Должностные инструкции
- Другие локальные акты, необходимые в части содержания образования, организации
образовательного процесса

1.3.
Образовательное

Кадровое обеспечение

учреждение

полностью

укомплектовано

педагогическим

персоналом в соответствии со штатным расписанием.
Педагогический состав 7 человек: заведующий, 5 воспитателей, учитель – логопед.
Таблица 2
Ф.И.О.
педагога
Мартышева
Ольга
Александровна
Клюкина Ирина
Александровна
Маратканова
Екатерина
Игоревна

Кадровое обеспечение Программы
Должность
Образование
Категори
я
Заведующий
Высшее
СЗД

Педагогичес
кий стаж
17 лет

воспитатель

Высшее

Первая

26 лет

Воспитатель

Высшее

Первая

4 года

7

Музурова
Полина
Витальевна
Романова
Ирина
Анатольевна
Лалетина
Ирина
Викторовна
Богомолова
Екатерина
Борисовна

Старший
воспитатель,
Воспитатель
Воспитатель

Высшее

Высшая

12 лет

Среднее
специальное

Первая

8 лет

Учительлогопед

Высшее

Первая

42 лет

Воспитатель

Высшее

Первая

4 года

72,00%

80%
60%
40%
14%

20%

14%
0,00%

0%
высшая
категория

первая
категория

без категории

СЗД

Ряд1

Рис. 1 Распределение педагогов МБДОУ по квалификационным категориям
Таким

образом,

квалификационную

основной

категорию,

состав

педагогов

педагогический

МБДОУ

состав

имеет

имеет

первую

необходимую

квалификационную подготовку.
За последние 3 года прошли курсы повышения квалификации 100% педагогов.
Таким образом анализ кадрового состава свидетельствует о высоком квалификационном
уровне педагогического коллектива. Что позволяет перейти на качественно новую модель
Детского сада.
1.4. Реализуемые программы
Образовательная деятельность в Детском саду организована в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
8

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
Уставом

МБДОУ,

Программой

развития

и

локальными

нормативными

актами,

регламентирующими организационно-правовое обеспечение МБДОУ.
Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной
образовательной программы дошкольного образования, которая составлена в соответствии с
ФГОС ДО, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования,
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом недельной нагрузки.
В структуре Программы отражено содержание двух частей: обязательной части и части,
формируемой

участниками

образовательных

отношений.

Обе

части

являются

взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы реализуется по основной образовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — 4-е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию детей в Детском саду
используются следующие технологи:
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера 2007.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера 2007.
Н. Арапова-Пискарева «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического
воспитания дошкольников.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (подготовительная группа) - М.:
Скрипторий, 2013.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (средняя группа) - М.: Скрипторий
2017.
1.5. Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ
Материально техническое оснащение МБДОУ – важная сторона создания
комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Совместными усилиями
работников и родителей МБДОУ для детей создана предметно-пространственная
развивающая среда, оборудованы помещения для занятий детской деятельностью.
Таблица 3
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности МБДОУ
9

Назначение

Функциональное

Использ

использование

уемая

Оборудование

площад
ь
Групповые

НОД, питание,

3

Наборы детской мебели,

комнаты

игровая деятельность,

группов

игрушки; дидактические,

самостоятельная

ые

спортивные, настольно-

детская деятельность,

комнаты

печатные игры и пособия,

развитие

площадь

игровая мебель. Уголки:

двигательных умений

ю:

природы,

и навыков детей и др

экспериментирования,
58, 8 м ;
2

46,5 м2;

книжный, художественного
творчества,
физкультурный,

36,5 м2;

театральный,
музыкальный,
познавательного развития
Пианино, музыкальный
центр, магнитофон, наборы
народных музыкальных
инструментов, фонотека,
нотный материал,
библиотека методической
литературы по всем
разделам программы
музыкального развития
Стандартное и
нетрадиционное
оборудование для занятий
физической культурой и
спортом

10

Методический

Библиотека

кабинет

методической

7,7 м2

Материал по
логопедической работе.

литературы, хранение
методических и
дидактических
пособий и материалов
Кабинет

Библиотека

7,2 м2

1 компьютер, принтер,

заведующего

методической

методический материал по

литературы, хранение

работе с педагогами и

методических и

воспитанниками,

дидактических

наглядный и раздаточный

пособий и материалов,

материал к занятиям,

работа творческих

пособия и методическая

групп

литература

Прогулочные

Проведение прогулок,

3

оснащены оборудованием

участки

праздников и

прогуло

и материалами для

развлечений, НОД,

чных

развития двигательных

трудовой

участков

умений и навыков детей, и

деятельности детей

организации различных
видов детской
деятельности

Таким
соответствуют

образом,

созданные

основным

в

МБДОУ

требованиям

ФГОС

материально-технические
ДО.

Развивающая

условия

предметно-

пространственная среда соответствует следующим положениям:
1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
2. Полифункциональность материалов реализуется в:

• возможности разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

• наличии в МБДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жёстко
закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
11

пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
3. Вариативность среды выражается в:

• наличии в МБДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодической

сменяемости

игрового

материала,

появление

новых

предметов,

стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
4. Доступность среды выражается в:

• доступности для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;

• свободном доступе детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;

• исправности и сохранности материалов и оборудования.
5. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её
элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Показатели:
1. Обеспечение общих материальных условий для нормального уровня жизнедеятельности
коллектива
2. Наличие материальных условий, необходимых для проведения здоровьеохранных
мероприятий.
3. Оснащение предметно - пространственной среды
Отмечается необходимость дальнейшего пополнения развивающей предметнопространственной среды МБДОУ для реализации задач по патриотическому воспитанию.

1.6. Характеристика состава родителей
МБДОУ организует и реализует систему взаимодействия с родителями или
законными представителями воспитанников. При этом учитывается характеристика семей.

12

Таблица 4
Сведения о семьях воспитанников МБДОУ
Полных семей

Неполных семей

50

Многодетных

Неблагополучных

семей

семей

16

0

15

неблагополучная семья

0%
19,00%

многодетная семья

18,00%

неполная семья

62%

полнная семья
0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Рис. 3 Анализ семей воспитанников МБДОУ
Таким образом, анализ характеристик семей воспитанников МБДОУ показывает наличие
достаточно большого количества неполных и многодетных семей. Это требует от коллектива
МБДОУ более пристального внимания к решению задач патриотическогого воспитания
воспитанников. Решение поставленных задач невозможно без установления тесного
контакта с родителями или законными представителями детей. Поэтому коллектив МБДОУ
принял решение о внедрении в работу детского сада, так как они предполагают включение
родителей вместе с детьми в работу по воспитанию патриотизма.
На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы взаимодействия детского
сада и семьи. Основная цель этой работы формирование гармоничных детско-родительских
отношений, повышение педагогической культуры родителей, создание позитивного
эмоционального фона семейных отношений.
Взаимодействие с семьями воспитанников реализуется через разнообразные формы, что
соответствует задачам, поставленным на учебный год. Практикуются коллективные формы
работы: родительские собрания, совместные праздники, день открытых дверей, конкурсы;
индивидуальные формы: беседы, консультации; наглядно-информационные: уголок для
родителей, сайт детского сада.
В течении года проводились общие родительские собрания, собрания для родителей вновь
поступивших детей. В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят
родительские собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения
13

детей на учебный год. Во всех возрастных группах воспитатели провели мастер-классы для
родителей. На практике были показаны методы и приемы в обучении и развитии детей.
Пропаганда педагогических знаний ведётся через систему наглядной информации и
агитации. В группах оформлены уголки для родителей, где помещаются консультативные
материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки
методических рекомендаций.
С целью изучение спроса на образовательные услуги мы проводили анкетирование среди
родителей.
Вывод: анализ анкетирования показал, что большинство - 83 % семей воспитанников
считают приобщение детей к истокам русской народной культуры, главным в развитие
личности ребёнка. Это еще раз подтверждает значимость работы по патриотическому
воспитанию.
II. Аналитико-прогностическое обоснование
программы развития
2.1. Анализ управленческой деятельности МБДОУ
Управление детским садом осуществляется в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом и строится на принципах
единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер
управления детским садом. В аппарат управления МБДОУ входят:
- заведующий
- старший воспитатель
- заведующий хозяйством
Основными

формами

координации

являются:
- Совет Детского сада
- Общее собрание трудового коллектива
- Педагогический совет
- Родительский комитет

14

деятельности

аппарата

управления

Структура управления в МБДОУ
Общее собрание
МБДОУ

Педагогический совет

Совет Детского сада
Заведующий
Методическая
служба

Родительский
комитет

Старший
воспитатель

Зам. зав. по АХЧ

Административно
-хозяйственная
служба

Обслуживающий
персонал

Помощники
воспитателей

Музыкальный
руководитель

Воспитатели

Родители

Системную обратную связь по отслеживанию результатов деятельности субъектов
образовательного процесса, владению аппаратом управления методами управления
педагогическим коллективом обеспечивает система мониторинга в МБДОУ.
Мониторинг результатов деятельности строится на основе следующих критериев:
- анализа кадрового обеспечения;
- анализа материально-технического обеспечения;
- анализа учебно-материального обеспечения;
- анализа информационно-методического обеспечения;
- анализа финансового обеспечения;
- анализа удовлетворенности запросов родителей
Результаты образовательной деятельности оцениваются на основании результатов
мониторинговых исследований образовательного процесса.
Таким образом, анализ существующей системы управления МБДОУ показывает, что
она обеспечивает функционирование учреждения в соответствии с современными
требованиями к дошкольному образованию. В тоже время, выявляется ее недостаточность
для

организации

в

МБДОУ

инновационной

деятельности

по

внедрению

здоровьесберегающих и игровых технологий. Необходимо создание таких объединений
педагогов и администрации, которые будут осуществлять организацию и реализацию
инновационных процессов на правах самоуправления. О модернизации системы управления
15

МБДОУ см. пункт 3.5. Модернизация системы управления МБДОУ.

2.2. Анализ методической работы с педагогическими кадрами
Методическая работа – часть системы непрерывного образования, ориентированная
на

освоение

педагогами

содержания

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования; достижений науки и передового педагогического опыта, методов
воспитания

и

образования

детей,

обеспечивающих

реализацию

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования; повышение уровня готовности
педагогов к организации и ведению образовательного процесса в современных социальных
и экономических условиях; содействующая развитию у них рефлексивного педагогического
мышления, включению педагогов в режим инновационной деятельности.
Целью методической работы в МБДОУ является:


Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
современными тенденциями;



Развитие творческой индивидуальности, профессионального мастерства педагогов.
Функциональная деятельность методической службы выстроена по четырем

основным направлениям:


Аналитическая деятельность,



Информационная деятельность,



Организационно-методическая деятельность,



Консультационная деятельность.
Задачи методической работы:

1. Диагностика состояния методического обеспечения и качества воспитательнообразовательного процесса в МБДОУ.
2. Повышение уровня воспитательно-образовательной работы и ее конкретных результатов.
3. Повышение профессиональной ориентированности педагогов в новейших технологиях,
лично-ориентированных

и

индивидуализированных

подходах,

необходимых

для

качественной организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
4. Обеспечение взаимодействия МБДОУ с семьей для полноценного развития дошкольников.
Все формы методической работы в МБДОУ направлены на выполнение задач,
сформулированных в Уставе, и годовом плане.
Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является
самообразование. Направление и содержание самообразования определяется самим
воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами.
За последние 5 лет (с 2015 по 2020 г.г.) курсы повышения квалификации все педагоги
16

(100 %):
Таким

образом,

анализ

методической

работы

в

МБДОУ

показывает

ее

целенаправленный и систематический характер, что позволяет планомерно и качественно
повышать уровень профессиональной компетентности педагогов. Уровень методической
службы МБДОУ позволяет говорить о готовности к решению задач применения
здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с дошкольниками.

2.3. Анализ работы с родителями
Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как
процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к
собственным взглядам в воспитании ребёнка.
Высокий уровень взаимодействия с семьями воспитанников достигается при решении
следующих задач:
 формирование педагогического сотрудничества родителей, детей, воспитателей;
 установление партнёрских отношений между ними, предусматривающих создание
атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопомощи.
Задачи работы с родителями выполняются при условии:
 целенаправленности;
 систематичности и плановости;
 доброжелательности и открытости;
 дифференцированного подхода к каждой семье.
Формы работы с родителями:
 проведение общих родительских собраний;
 педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые);
 дни открытых дверей;
 экскурсии по детскому саду (для вновь поступающих детей и родителей);
 совместные формы НОД, праздники, досуги, фольклорные вечера, спортивные
соревнования, дни здоровья, экскурсии, тренинговые упражнения и.т.п.;
 консультации по вопросам адаптации ребёнка к детскому саду, развитие речи и
речевой коммуникации по развитию у детей любознательности, воображения, креативности
и др.;
 составление банка данных о семьях воспитанников;
 оформление материала для родителей по вопросам психологической помощи.
Методы изучения семьи:
17

 анкетирование родителей;
 беседы с родителями;
 беседы с детьми;
 наблюдение за ребёнком;
 изучение рисунков на тему «Моя семья»;
 обсуждение этих рисунков с детьми и родителями;
 посещение семьи ребёнка;
 проведение съёмок на фото и видео индивидуальной и групповой деятельности
детей с дальнейшим показом и обсуждением с родителями;
 создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями спортивных
соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья, туристических слетов.
 организация конкурсов и выставок детского творчества.
Таким образом, в МБДОУ организована система взаимодействия с семьями
воспитанников. Коллектив детского сада заинтересован в тесном сотрудничестве с
родителями или законными представителями детей при решении образовательных задач.
Открытость и доступность работы МБДОУ обеспечивается через ведение Интернет-сайта по
адресу: http://www.mbdou43.caduk.ru/ , где родители могут получить открытую информацию
о работе МБДОУ.
3. Обоснование идей программы развития
Одними из основных принципов федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования являются:
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
— сотрудничество организации с семьёй;
— учёт этнокультурной ситуации развития.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других
народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,
живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачёв).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью
души ребёнка, началом порождающим личность.
Исходя из анализ социального заказа, социально-экономической и социальнокультурной ситуации в стране, области, районе и городе, педагогический коллектив Детского
18

сада принял решение о разработке программы развития МБДОУ д/с № 43 д. Афонино
«Малая родина, наш родной край» на период с 2020 по 2025 годы.
4. Цели и задачи программы развития
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что
в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и
личностные качества ребёнка, его ценностное отношение к окружающей действительности
(природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и
способы

познания

мира,

воспитательного

культура

потенциала

индивидуализированного

чувств.

Важной

дошкольного

психолого-педагогического

задачей

является

учреждения,

усиление

обеспечение

сопровождения

каждого

воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации
развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной
педагогики и психологии.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью программы развития является:
Создание условий для реализации качественно новой модели Детского сада
способствующей патриотическому воспитанию всех участников
образовательного процесса.

На реализацию цели поставлены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать систему взаимодействия Детского сада с родителями и
социальными партнерами деревни по вопросу патриотического воспитания детей
дошкольного возраста.
2. Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в
вопросах патриотического воспитания детей на основе культуры и традиций своего народа.
3. Использование новых форм и технологий взаимодействия Детского сада с родителями и
социальными партнерами села по приобщению детей к культуре и традициям своего народа.
4. Повысить активность участия родителей в деятельности детского сада с целью
воспитания личности дошкольника, знающего и любящего культуру своего народа.
5. Пополнение материально-технической базы Детского сада по духовно-нравственному
воспитанию.
5. Концепция развития Детского сада.
Концепция развития Миссия: Реализация целостного образовательного процесса на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание у детей дошкольного
19

возраста ценностного отношения к культурному и духовному наследию родного края через
обращение к традициям отечественной культуры. Активное взаимодействие с родителями
воспитанников, с социокультурными партнёрами, направленное на решение задач
патриотического воспитания детей в условиях ДОУ.
Основные принципы реализации программы развития:
Принцип самоценности дошкольного возраста, как периода в жизни человека, в котором
закладываются его представления о своём месте в мире, отношение к окружающим людям,
природе, обществу.
Культуросообразности в воспитании - предполагает, что воспитание должно основываться
на общечеловеческих ценностях культуры, соответствовать ценностям и нормам
национальной культуры, в данном случае православия, и особенностям, присущим народным
традициям.
Принцип сознательности предполагает заинтересованное, а не механическое усвоение
детьми необходимых историко-краеведческих знаний.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих
технологий образования и развития детей.
Учёта возрастных особенностей детей при подборе содержания и форм организации
учебного процесса.
Принцип

целостности

воспитательно-образовательного

процесса:

обеспечение

взаимосвязи между содержанием и средствами реализации воспитательно-образовательного
процесса, единство всех линий развития ребёнка: физической, социальной, познавательной,
творческой.
Принцип сотрудничества и взаимодополняемости всех участников воспитательнообразовательного процесса - детей, педагогов, родителей, общественности. Принцип
открытости ДОУ ребёнку, обществу, природе.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие
содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого
ребенка.
Расширение связей ребёнка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся
в дошкольном образовательном учреждении замкнутости системы воспитательной работы,
обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир
других людей, приобщение к культуре родного края.
Приоритетности регионального культурного наследия предполагает воспитание у детей
патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье,
друзьям), бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, к природе
20

родного края, приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, уважительного
отношения к православным памятникам как к действующим духовным обителям.
Опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка - требует создания условий для
возникновения эмоциональной реакции и развития эмоций, которые сосредотачивают
внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается
через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Принцип открытости Детского сада ближайшему социальному окружению: культуре,
природе, детям и взрослым.

6. Прогнозируемые результаты реализации программы.
Пространство развития родителей: включенность семьи в ДОУ степень
интегрированности,

преемственность

и

единство

требований

ДОУ

и

семьи,

взаимоотношения родителей в семье, стиль воспитания в семье, родительское сообщество.
Пространство развития ребенка: предметно-развивающая среда, интеграция
специалистов,

образовательное

пространство,

дополнительное

образовательное

пространство, социальная ситуация развития, медико-социально-психолого-педагогическое
сопровождение, детское сообщество.
Пространство развития педагогов: система стимулирования и мотивации,
мастерство и профессионализм, сотрудничество, сотворчество, педагогическое сообщество \
социально-педагогический климат в коллективе, сплоченность.
Основным фактором функционирования открытой системы будет успешное
взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ становится мощным средством
социализации личности ребенка. Особую значимость все это приобретает в условиях поиска
новых путей работы с детьми на основе краеведческой направленности в деятельности ДОУ.
Таким образом, детский сад на деревне - это особенное учреждение сельского
микросоциума, оно призвано стать залогом патриотического воспитания дошкольника.
Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации, т.е.
взаимодействия с окружающим миром. Большое значение для воспитания и развития
ребенка имеет, по определению Л.С.Выготского «социальная ситуация развития».
Описывая своеобразие социальной ситуации ребенка дошкольного возраста,
Л.Ф.Обухова обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок выходит за пределы
своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Социальная
ситуация развития ребенка зависит от его социального окружения \ семьи, образовательного
учреждения и других социальных институтов \. Причем каждый социальный институт
выполняет свои цели, функции и играет свою роль.
21

Социальная ситуация является и пространством активности ребенка. Ребенок основной субъект, участник отношений со взрослыми и детьми в каждом социальном
институте, причем в разных социальных ролях.
Социальная ситуация - это прежде всего информационно-познавательная,
эмоционально-чувственная и деятельностная окружающая ребенка среда. Дефицит любой из
ее сторон может привести к дезадаптации подрастающего поколения, инфантильности,
социальной пассивности. Нельзя, чтобы наши дети выросли Иванами, не помнящими родства
своего.
Основные ценности Детского сада:
Ребенок - развивающая личность, который узнает свой край и учится любить его. Педагог носитель воспитательных воздействий в процессе нравственно-патриотического
воспитания, образовательного содержания краеведческой направленности в работе с
детьми.
Семья, микросоциум села - среда духовного и патриотического развития ребенка. Модель
выпускника Детского сада.
Выпускник

Детского

сада

-

ребенок, обладающий

следующими

характеристиками в соответствии со своими возрастными возможностями:
•

знающий свое село, любящий свой край, природу и людей, обычаи и традиции,

впитавший культуру малой Родины;
•

любознательный, проявляющий осведомленность в разных сферах жизни;

•

физически и психологически здоровый, владеющий основными видами движений, со

сформированной потребностью к здоровому образу жизни;
•

способный к разным видам художественной деятельности.

Модель педагога Детского сада.
Педагог Детского сада - человек, обладающий следующими характеристиками:
•

творчески работающий и стремящийся к повышению профессионального мастерства;

•

с развитыми качествами личности педагога: эмоциональные, волевые,

коммуникативные, интеллектуальные, нравственные;
•

владеющий основами субъект-субъективных связей, партнерских отношений при

общении с детьми и родителями;
•

умеющий видеть индивидуальность каждого ребенка, учитывать ее в работе;

•

умеющий планировать и координировать свою деятельность;

•

владеющий нравственной направленностью в работе с детьми.
22

7. Стратегия развития Детского сада
№

Мероприятия

Ожидаемые
результаты

Ответственные

п/
п
1

2
3

4

5

6

7

1 этап (2021 - 2022 гг.)
Разработка нормативноПакет нормативноправовых и организационных
правовых
основ функционирования
документов
ДОУ в соответствии с ФГОС
(локальных актов).
ДО.
Создание творческих групп,
Положение о
координация их работы.
творческой группе.
Прохождение аттестации
Документы
педагогами на соответствие
аттестационной
занимаемой должности,
комиссии, приказы о
первую и высшую
присуждении
квалификационные категории.
категории.
Повышение
План повышения
профессиональной
профессиональной
компетентности педагогов: по
компетентности
вопросам патриотического
педагогов.
воспитания
детей; по использованию
Презентация опыта
проектного метода в работе с
взаимодействия с
родителями как
семьей в контексте
равноправными участниками
ФГОС ДО.
образовательных отношений
— в контексте ФГОС ДО.
Проведение социальноРезультаты
педагогического мониторинга
наблюдений,
воспитательных
опросов,
возможностей семьи.
анкетирования.
Заполнение «социального»
паспорта семьи.
Оснащение методическими
Фотоотчёт, паспорта
материалами, видео- и
групп.
аудиоматериалами по
патриотическому воспитанию.
Пополнение
предметноПрезентация,
развивающей среды по
паспорта групп.
патриотическому
воспитанию, дополнение
краеведческим материалом и
23

Заведующий.

Заведующий, старший
воспитатель
Заведующий, старший
воспитатель,
педагогические
работники.
Заведующий, старший
воспитатель.

Заведующий, старший
воспитатель,
педагогические
работники.

Заведующий, старший
воспитатель, завхоз.

Заведующий, старший
воспитатель, завхоз.

1

2

3

5

6

7

1

произведениями народного
декоративно-прикладного
искусства мини-музеев в
группах в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
2 этап, поисково - преобразующий (2022 - 2024 гг.)
Аттестация педагогических
План аттестации.
Заведующий, старший
кадров ДОУ.
Документы о
воспитатель,
подтверждении
педагогические
квалификационной
работники.
категории.
Профессиональное
Планы
Педагогические
самообразование педагогов
профессионального
работники.
ДОУ по проблеме
самообразования.
патриотического воспитания
детей.
Консультирование родителей
Методические
Заведующий, старший
по вопросам патриотического
рекомендации для
воспитатель,
воспитания.
родителей по
педагогические
проблемам
работники.
патриотического
воспитания.
Совместные мероприятия со
План работы,
Заведующий, старший
школой, библиотекой,
фотоотчёт.
воспитатель,
Советом ветеранов
педагогические
работники.
Пополнение аудиотеки и
Аудиотека,
Заведующий, старший
медиатеки аудиозаписями,
медиатека с
воспитатель, завхоз.
мультфильмами и
перечнем ресурсов
видеофильмами
патриотического
патриотического содержания
содержания.
для детей дошкольного
возраста.
Обогащение развивающей
Приобретенные и
Заведующий, старший
предметно-пространственной
изготовленные
воспитатель, завхоз.
среды в группах игровыми,
самостоятельно
наглядно-иллюстративными
материалов.
материалами патриотического
Фотоотчет, паспорта
содержания.
групп.
3 этап, заключительный (2025 г.)
Анализ проделанной работы.
Отчеты,
Заведующий, старший
аналитические
воспитатель.
справки.
24

Оценка эффективности и
определение перспектив
дальнейшего организационносодержательного обеспечения
образовательной деятельности
по проблеме патриотического
воспитания детей в контексте
ФГОС ДО.
Обобщение опыта работы по
реализации Программы
развития ДОУ.
Анализ удовлетворенности
родителей работой ДОУ.

2

3

4

Оценка эффективности и
определение перспектив
дальнейшего партнерства с
социальными объектами
деревни по проблеме
патриотического воспитания
детей в контексте ФГОС ДО.

5

Аналитическая
справка.

Заведующий, старший
воспитатель.

Подведение итогов
работы.

Заведующий, старший
воспитатель.

Опрос,
анкетирование.
Аналитическая
справка.
Аналитическая
справка.

Заведующий, старший
воспитатель,
педагогические
работники.
Заведующий, старший
воспитатель.

Ресурсное обеспечение программы развития
Кадровое обеспечение:
• создание рабочей группы педагогов по разработке и творческих групп по реализации
программы;
• специальная работа по повышению профессиональной компетентности педагогов
(проблемные курсы, семинары, экскурсионные мероприятия);
• организация преемственности в работе педагогов Детского сада.
Материально-техническое обеспечение:
• оснащение патриотических уголков «Родной край» в каждой группе, организация
и оборудование;
•

приобретение материалов и оборудования для организации разных видов детской
деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой,
музыкальной и др.

Научно-методическое обеспечение:
• разработка тематических, перспективных планов, конспектов занятий, сценариев
праздников и развлечений, направленных на реализацию программы, с привлечением
потенциала учебных и культурных заведений села;
• разработка анкет для родителей;
25

• подбор, разработка и оформление дидактического материала для занятий с детьми по
разным видам деятельности;
• создание информационного банка данных из различных литературных, исторических,
географических, искусствоведческих и других источников;
• создание картотеки методических пособий и литературы о природе родного края, быте и
традициях, народных праздниках и т. д. , каталога экспонатов патриотических уголков.
Финансовое обеспечение:
• использование бюджетных, внебюджетных и благотворительных средств для создания и
совершенствования предметно-развивающей среды;
• использование средств для стимулирования разработчиков и участников реализации
программы, курсовой подготовки педагогов.
Организационное обеспечение:
• распределение функциональных обязанностей среди сотрудников Детского сада по
реализации программы, координация мероприятий, реализуемых в Детском саду;
• организация взаимодействия с социокультурной средой (планирование совместной
работы и сотрудничество);
• создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе
9. Система контроля за выполнением основных разделов Программы развития
ДОУ.
За реализацией Программы развития осуществляется внутренний и внешний
контроль.
1. Внутренний контроль
— Оперативный контроль: осуществляется руководителем ДОУ по всем направлениям
Программы развития. Оперативный контроль носит предупредительный характер.
— Тематический: осуществляется руководителем ДОУ в соответствии с задачами
Годового плана, который разрабатывается ежегодно на основе Программы развития.
— Итоговый контроль: осуществляется руководителем ДОУ по окончании I, II и III
этапов реализации Программы развития ДОУ.
2. Внешний контроль
Информация о ходе реализации Программы развития регулярно представляется на
официальном сайте Детского сада. Информационные материалы о деятельности ДОУ
находятся в открытом доступе для родительской общественности, социальных партнеров. По
субъектам осуществления контроль подразделяется на административный, коллективный,
взаимоконтроль и самоконтроль..
1. Административный контроль: осуществляется руководителем ДОУ по всем
направлениям Программы развития.
2. Коллективный контроль: осуществляется структурными подразделениями ДОУ
(Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
Педагогический совет) и за счет функционирования в ДОУ форм государственного и
договорного управления.
26

3. Взаимоконтроль и самоконтроль: осуществляется педагогическими работниками ДОУ
по отдельным мероприятиям реализации Программы развития.

9.1 Система контроля и регуляции реализации программы развития
Таблица 10
Вид
Тематический
контроль

Мониторинг

Контроль и регулирование реализации программы развития
Объект
Цель
Технология
Срок
Отв
ет.
Состояние
работы
МБДОУ по
патриотиче
скому
воспитанию
работе с
детьми.

Анализ
состояния
работы

Состояние
работы по
созданию и
апробации
системы
мероприяти
й МБДОУ

Контроль и
регулирова
ние
процесса
разработки
и
апробации
инновацион
ной
системы
работы

-изучение и анализ
внутренней
документации (планы
работы воспитателей
и специалистов);
-наблюдение и анализ
за деятельностью
педагогов и детей.
-просмотр
развивающей
предметнопространственной
среды и родительских
уголков.;
- анкетирование
родителей и
педагогов;
- диагностическое
обследование уровня
физического развития
воспитанников.
Прогр.метод.обеспечение:
-изучение и анализ
имеющихся
методической
литературы,
программ
диагностических
материалов,
индивидуальных
планов работы и т.д..
Работа с педагогами:
-анализ результатов
анкетирования
родителей;
-анализ
анкетирования
педагогов;
- анализ
диагностирования
детей;
- развитие
профессиональной
компетентности
педагогов.
Работа с детьми:
-диагностическое
обследование уровня
физического развития

27

На
протяжен
ии всей
инновацио
нной
деятельно
сти

Завед
.

На
протяжен
ии всей
инновацио
нной
деятельно
сти

Завед
.

воспли

восп
итате
ли

Выход
Совещан
ие при
завед
Педсове
т
Заседани
я
творческ
ой
группы

Совещан
ие при
завед
Педсове
т
Заседани
я
творческ
ой
группы

Мониторинг

Мониторинг

Эффективн
ость,
качество и
доступность
инновацион
ной
системы
работы в
работе
МБДОУ.

1. Анализ

Результаты
работы по
внедрению
инновацион
ной
системы
работы

1. Изучение
эффективно
сти
внедрения
инновацион
ной
системы
работы
2.
Распростра
нение
системы
работы
среди
других
МБДОУ.

эффективно
сти и
качества
использова
ния
созданной
системы
работы
2.
Оформлени
еи
описание
комплексно
й системы
работы

детей.
Работа с
родителями:
- анализ
анкетирования
родителей;
- анализ степени
включенности
родителей в
совместную работу
МБДОУ и семей;
- отзывы и запросы
родителей.
Прогр.метод.обеспечение:
-анализ
промежуточных
результатов работы.
Работа с педагогами:
-наблюдение и анализ
за деятельностью
педагогов и
родителей,
-сравнительный
анализ результатов
диагностического
обследования детей.
Работа с детьми:
-наблюдения за
деятельностью детей,
диагностическое
обследование.
Работа с
родителями:
- анализ
анкетирования
родителей;
- анализ степени
включенности
родителей в
совместную работу
МБДОУ и семей;
- отзывы и запросы
родителей.
-обсуждение итогов
работы по
обобщению
педагогического
опыта.
- анализ отзывов и
предложений коллег
по внесению
корректив и
изменений в систему
работы

28

2023-2024
уч. год

Завед
.
восп
итате
ли

2024-2025
уч. год

Завед
.
восп
итате
ли

Совещан
ие при
завед
Педсове
т
Заседани
я
творческ
ой
группы

Совещан
ие при
завед
Педсове
т
Заседани
я
творческ
ой
группы

10. Финансовый план
Для реализации программы развития в полной мере в ДОУ необходимо обогатить
материально-техническое оснащение:
— для продуктивной работы воспитателей необходимо приобретение ноутбуков во все
группы детского сада;
— для проведения музыкальных и театрализованных представлений, необходимо
обеспечение музыкального зала более современной музыкальной техникой, а также
костюмами и атрибутами.
— для полноценного решения поставленных задач в соответствии с современными
требованиями необходимо приобретение методического и дидактического обеспечения в
соответствии с ФГОС ДО.
Основным источником финансирования инновационного развития ДОУ на
ближайшие годы останутся бюджетные ассигнования в виде сметного финансирования и
дополнительно привлечённые бюджетные и внебюджетные ресурсы.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».